Консультация специалиста Вопрос — ответ

Какое образование должен иметь школьный библиотекарь и педагог-библиотекарь? Обязательно ли наличие педагогического или достаточно специального библиотечного образования? Кого можно принять на должность библиотекаря в школу, какие требования к соискателю?

 Школьный библиотекарь должен иметь как минимум среднее профессиональное образование (педагогическое, библиотечное, культуры и искусства). Педагог-библиотекарь школы должен иметь высшее педагогическое либо высшее библиотечное профессиональное образование.

Обоснование рекомендации:

При решении вопроса о наименовании должностей работников библиотеки общеобразовательной организации необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотекаря и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, содержащейся в разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н. Предъявляемые требования к квалификации: среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы. Следует иметь в виду, что должность библиотекаря не предполагает выполнение педагогической работы.

Обязанности для работника в должности педагог-библиотекарь определены квалификационной характеристикой, содержащейся в разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, в котором требование к квалификации данного работника определено как наличие высшего профессионального (педагогического, библиотечного) образования без предъявления требований к стажу работы.

Соответственно, в зависимости от обязанностей работника необходимо разграничить должности педагога-библиотекаря и библиотекаря, а уже в соответствии с наименованием должности установить квалификационные требования. Источник

Проходят ли аттестацию школьные библиотекари? Если проходят, то каков ее порядок?

Аттестацию один раз в пять лет проходят только те сотрудники школьной библиотеки, должность которых в штатном расписании образовательной организации обозначена как «педагог-библиотекарь». О порядке и сроках прохождения аттестации, форме заявления, критериях оценки и пр. можно узнать на официальном сайте Регионального центра оценки качества образования (РЦОКО) в разделе «Аттестация». Если после просмотра сайта, у вас останутся вопросы, то получить на них ответы можно в отделе аттестации педагогических работников РЦОКО по телефону: (845-2) 75-35-04.

Какими нормативными документами утверждена должность педагога-билиотекаря?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2011 № 448-н в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.10.2010 г. № 761н) включена должность педагога-библиотекаря.

Описание деятельности и основные трудовые функции педагога-библиотекаря определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 10 января 2017 года № 10н.

Правительство РФ своим Постановлением от 8 августа 2013 г. № 678 утвердило номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которую включена должность педагога-библиотекаря.

Каков порядок включения должности педагога-библиотекаря в штатное расписание общеобразовательной организации?

По представлению заведующего библиотекой должность педагога-библиотекаря в штатное расписание может включить руководитель общеобразовательной организации, т.к. согласно статье 28 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации.

Кто может быть назначен на должность педагога- библиотекаря?

На должность педагога-библиотекаря могут быть назначены лица, отвечающие требованиям подраздела III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности педагог-библиотекарь (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н).

Вместе с тем, на должность педагога-библиотекаря могут назначаться лица как имеющие педагогическое и библиотечное образование, так и не имеющие его. Согласно пункту 9 подраздела I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Где определены трудовые права и социальные гарантии педагога-библиотекаря?

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии.

В связи с тем, что должность педагога-библиотекаря включена в раздел I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, за некоторым исключением распространяются и на педагогов-библиотекарей.

  1.  Право на сокращенную продолжительность рабочего времени (Приложение № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601). Педагогам-библиотекарям продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.
  2.  Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации Разделом 3 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» от 14.05.2015 года № 466. Педагогу-библиотекарю предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск  продолжительностью 56 календарных дней.
  3.  Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» от 31.05.2016 года № 644 педагог-библиотекарь имеет право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лег непрерывной педагогической работы.
  4.  Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.8  ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как зависит размер оплаты труда от квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2011 года № 1601н внесены изменения в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н. Должность педагога-библиотекаря отнесена к 4 квалификационному уровню так же, как должности преподавателя, тьютора, учителя.

Имеет ли педагог-библиотекарь право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

В имеющемся Постановлении Правительства Российской Федерации «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 29.10.2002 года № 781 должность педагога-библиотекаря в Список должностей не включена, поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у педагога-библиотекаря нет.

Может ли педагог-библиотекарь вести классное руководство?

Может. Согласно п. 2.3 Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
«другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
– трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) –  выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты)».

Каков алгоритм действий руководства образовательной организации при переходе от школьной библиотеки к школьному информационно-библиотечному центру?

Как правило, последовательность действий в трансформации от школьной библиотеки (ШБ) к школьному информационно-библиотечному центру (ШИБЦ) определяется исходя из особенностей образовательной организации.
Переход к ШИБЦ можно проводить в два этапа.

Первый этап — подготовительный. Руководство ОО разрабатывает локальные нормативные акты, документацию, регламентирующую работу ШИБЦ. Все локальные нормативные правовые акты утверждаются руководителем в соответствии с порядком, принятым в данной образовательной организации. Они могут утверждаться директором как самостоятельный документ или являться приложением к приказу директора, которым утверждаются. Перечень обязательных локальных нормативных документов ШИБЦ
Организуется переподготовка или повышение квалификации библиотекаря (библиотекарей).
Подготавливается проект преобразования помещения библиотеки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новому пространству,
Второй этап – организационный, в ходе которого происходит непосредственная перестройка пространства ШБ в соответствии утвержденными проектами, закупка оборудования и ПО, подключение к сети Интернет.

В том случае, когда преобразование ШБ не является радикальным и в распоряжении ШБ уже имеется большинство ресурсов, рекомендуемых для организации ШИБЦ, производятся необходимые изменения и дорабатывается нормативная база нового структурного подразделения школы. Таким образом, порядок действий администрации определяется индивидуально для каждой ОО.